Заморозить детям нос мороз

Два мороза

— Эге, — говорит мороз Синий-нос,— все попрятались, боятся на двор вылезть.

Стало светать. Повалил из труб дым густой. Заскрипели колодцы. Повыходили мужчины из хат. Кто молотить пошёл, кто в лес по дрова собирается.

Долго бежал мороз Синий-нос, пока пана догнал. Наконец догнал, под шубу залез. Тепло выгоняет оттуда. Поёживается пан, ноги зябнут, холод по телу пошёл, панский нос посинел. А мороз Синий-нос только посмеивается. Чуть до смерти пана не заморозил.

Нарубил дров человек, к тулупу идёт, а он весь обмёрз.

Рассердился мороз Красный-нос на селянина, но ничего с ним поделать не может. Вот и сказке Два мороза конец, а кто слушал — молодец!

Источник: http://azku.ru/belorusskie-narodnie-skazki/dva-moroza.html

Два мороза Белорусская народная сказка

Гуляли по полю два мороза, два родных брата — мороз Синий-нос и мороз Красный-нос.

Гуляют-погуливают морозы, друг дружку похваливают. А ночь светлая, светлая. Просторно морозам на воле.

— Погоди-ка, брат,— сказал мороз Красный-нос.— Давай побежим с тобой на дорогу в поле.

И побежали они путников морозить.

А мороз Красный-нос догнал селянина и давай его морозить.

Заехал человек в лес. А мороз Красный-нос обогнал его, в лесу ждёт. Выпряг коника селянин, топор взял да как начал рубить — жарко стало ему. Сбросил кожух. А мороз обрадовался: залез в кожух и давай там белые кросна ткать.

Сделал кожух белым как снег.

Взял кнутовище да как стал молотить — чуть живой выскочил мороз Красный-нос и прямо в лес.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

Источник: http://kotikit.ru/qanda/dva-moroza-belorusskaya-narodnaya-skazka/

yamayki

Белорусская народная сказка

— Ну, погодите-ка,— говорит мороз Синий-нос.— Ты беги за мужиком, а я за паном.

— Ну, погоди же, брат: пройму я тебя, когда дрова рубить будешь.

— Эге, братец, да ты здесь?

Рассердился мороз Красный-нос на селянина, но ничего с ним поделать не может.

А тихо, так тихо, будто живой души не осталось на свете. Перебежали морозы с поля на лес. Бегают, пощёлкивают, с дерева на дерево перепрыгивают, зайчиков пугают. Из лесу в деревню заскочили и давай по крышам стрелять!

— Пусть только вылезет кто-нибудь — зададим ему страху,— отвечает мороз Красный-нос.

И побежали они опять в поле. Стоят рядышком, путников поджидают.

— Эге, мороз не шутит,— говорит селянин. Слез он с саней, ногами топает, по плечам руками хлопает. Пробежал так с полверсты, ему и жарко стало. Сел себе в сани, едет — и горя мало.

Мороз красный нос

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сдела­ет, за все ее гладят по головке да приговаривают:

— Умница!

А падчерица как ни угождает — ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется, все будет придумы­вать да зубы чесать.

И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:

— Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!

Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой — и то побоялся; повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти.

Осталась бедненькая, трясется и тихонько молитву творит.

Приходит Мороз, попрыгивает-поскакивает, на красную девуш­ку поглядывает:

Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

Мороз хотел ее тукнуть и заморозить; но полюбились ему ее умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, подожмала ножки, сидит.

Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает:

Добро пожаловать, Мороз; знать, Бог тебя принес по мою душу грешную.

Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной девушке сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого.

Уселась она в шубочке на сундучке, такая веселенькая, такая хорошенькая!

Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей пода­рил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она и стала какая красавица, какая нарядница! Сидит и песенки попевает.

А мачеха по ней поминки справляет; напекла блинов.

— Ступай, муж, вези хоронить свою дочь. Старик поехал.

Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухи­ну женихи не берут!

Молчи, дура! На блин, скажи: старухину дочь женихи возь­мут, а стариковой одни косточки привезут!

Собачка съела блин да опять:

— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухи­ну женихи не берут!

Старуха и блины давала и била ее, а собачка все свое:

— Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!

Скрипнули ворота, растворилися двери, несут сундук высокий, тяжелый, идет падчерица — панья паньей сияет! Мачеха гляну­ла — и руки врозь!

— Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь по­скорей! Посади на то же поле, на то же место.

Повез старик на то же поле, посадил на то же место.

Пришел и Мороз красный нос, поглядел на свою гостью, по­прыгал-поскакал, а хороших речей не дождал ; рассердился, хватил ее и убил.

— Старик, ступай, мою дочь привези, лихих коней запряги, да саней не повали, да сундук не оброни!

А собачка под столом:

— Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!

— Не ври! На пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут! Растворились ворота, старуха выбежала встреть дочь, да вме­сто ее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!

Сказатель: Ксения Сундеева

Источник: http://www.skazki.com/rus/moroz-krasnyi-nos.html

Подвижная Игра Мороз Красный Нос

Выбираются двое водящих, один — Мороз-красный-нос, другой — Мороз-синий-нос. При наличии цветных носов на резиночке восторгу вообще не будет конца. Подвижные игры. Игра «Вы поедете на бал?». Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это

может быть. Подвижная игра «Мороз – Красный нос». Играющие стоят&nbsp. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной. Двое

водящих, два Мороза (Мороз — красный нос и Мороз — синий нос)&nbsp.

Картотека (физкультура, старшая группа) по теме: Картотека подвижных игр для старшего дошкольного возраста | скачать бесплатно. Комитет образования Администрации г. Подольска Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 5. Составитель: инструктор по физической культуре Кацевалова Н. А. г. Подольск. СОДЕРЖАНИЕ Подвижные игры и упражнения с ходьбой и бегом.

Подвижная игра «Хитрая лиса». Подвижная игра «Мышеловка».

Подвижные игры для детей на свежем воздухе зимой. Мороз — Красный нос. На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном. 29 подвижных игр для детей 3-12 лет с подробным описанием правил. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос.

. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «

Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два&nbsp. Детская игра Два мороза: Наступили зимние холода и вы не знаете чем двое водящих, один — Мороз — красный — нос, другой — Мороз-синий-нос. Анастасия Скороходова Конспект проведения подвижной игры в подготовительной группе «Мороз — красный нос». Задачи: 1. Совершенствовать умения детей в быстром беге по прямой, перебегая с одной стороны площадки на другую. Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть Подвижная игра « Мороз – Красный нос ». Играющие стоят. Подвижная игра «Мороз Красный нос». 5. № 4. Подвижная игра «Два мороза

». 6. № 5. Подвижная игра «Мы веселые ребята». 6. № 6.

Подвижная игра «Мороз Красный нос». Подвижная игра «Два мороза». Подвижная игра «Мы веселые ребята». Подвижная игра «Волк во рву». Подвижная игра «Космонавты». Подвижная игра «Стадо и волк». Подвижная игра «Гуси – Лебеди».

Подвижная Игра Мороз Красный Нос Задачи

Подвижная игра «Совушка». Подвижная игра «Ловишки с лентами». Подвижная игра «Горелки». Подвижная игра «Бездомный заяц». Подвижная игра «Быстро возьми». Подвижная игра «Шишки, жёлуди, орехи».

Подвижная игра «Караси и щука». Подвижная игра «Пятнашки». Подвижная игра «Чье звено скорее соберется?»1.

Подвижная игра «Карусель». Подвижная игра «Белые медведи». Подвижная игра «Кружева». Подвижная игра «Ловля бабочек». Подвижная игра «Выручай!» 1. Подвижная игра «Пустое место». Подвижная игра «Платок».

Подвижная игра «Филин и пташки». Подвижная игра «День и ночь».

Игра малой подвижности «Стоп!»1. Игра малой подвижности « По местам».

Игра малой подвижности « Затейники». Игра малой подвижности «Краски». Игра малой подвижности «Раки».

Игра малой подвижности «Ручеек». Игра малой подвижности «Хоровод».

Подвижная игра «Море волнуется». Проведи – не задень». Пробеги – не задень». Эстафета парами».

Подвижные игры и упражнения с прыжками. Подвижная игра «Кто скорей снимет ленту». Подвижная игра «Удочка». Подвижная игра «Не попадись». Подвижная игра «Лягушки на болоте».

Подвижная игра «Салка на одной ноге». Пингвины». 1. 6№ 4. Смелые воробышки». Кто быстрее». 1. 7Подвижные игры и упражнения с бросанием и ловлей. Подвижная игра «Охотники и зайцы».

Подвижная игра «Зевака». Подвижная игра «Мяч водящему». Подвижная игра «Мячик кверху». Подвижная игра «Гонка мячей». Подвижная игра «Забрось мяч в кольцо».

Подвижная игра «Передай – встань». Подвижная игра «Встреча».

Подвижная игра «Колобок». Подвижная игра «Картошка». Игра малой подвижности «Шмель». Игра малой подвижности «Щука». Статуи». 2. 0№ 6. Мяч в круг». 2. 1№ 6. Перебрось и поймай».

Поймай мяч». 2. 1№ 6. Скажи наоборот»2.

Подвижные игры и упражнения с ползанием и лазаньем. Подвижная игра «Не оставайся на полу». Подвижная игра «Перелет птиц».

Подвижная игра «Медведи и пчелы». Подвижная игра «Пожарные на учении». Подвижная игра «Ловля обезьян». Кто скорее до флажка?»2. Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности и ориентировки в пространстве.

Игра малой подвижности «У кого мяч?»2. Игра малой подвижности «Запрещенное движение». Игра малой подвижности «Угадай, кого поймали». Подвижная игра « Построй шеренгу, круг, колонну».

Игра малой подвижности «Кто ушел?»2. Игра малой подвижности «Летает — не летает».

Игра малой подвижности «Найди и промолчи». Игра малой подвижности «Съедобное — несъедобное». Игра малой подвижности «Весёлый бубен». Игра малой подвижности «Четыре стихии». Игра малой подвижности «Антошка». Игра малой подвижности «Холодно – горячо».

Игра малой подвижности «Веревочка». Игра малой подвижности «Водяной». Игра малой подвижности «Царь Горох». Игра малой подвижности «Эхо». Игра малой подвижности «Найдите различия». Игра малой подвижности «Колпачок и палочка».

Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха. Угадай, чей голосок?» 2. Телефон». 2. 6№ 9. Медведь». 2. 6№ 9.

Сокол». 2. 6№ 9. 2. Узнай по голосу».

Игра малой подвижности «Отгадай, что звучит». Услышишь — хлопни». Зоркий глаз». 2. 7Считалки старинные. Считалки современные.

Использованная литература. Интернет- ресурсы. Подвижные игры и упражнения с ходьбой и бегом.№ 1. Подвижная игра «Хитрая лиса». Задачи: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой.

Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем- нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору. Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным. Варианты: Выбираются 2 лисы. Подвижная игра «Мышеловка». Задачи: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге, приседании, построении в круг, ходьбе по кругу.

Способствовать развитию речи. Описание: Играющие делятся на 2 неравные группы. Меньшая, образует круг – мышеловку.

Остальные – мыши, они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая «Ах как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловку – переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх образуя ворота.

Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя «Хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями. Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки.

Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.№ 3. Подвижная игра «Мороз Красный нос».

На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, играющие располагаются в одном из домов. Водящий – Мороз Красный нос становится посредине площадки лицом к играющим и произносит: Я Мороз Красный нос. Кто из вас решится. В путь- дороженьку пуститься? Играющие отвечают хором: Не боимся мы угроз,И не страшен нам мороз. После слова «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий обгоняет их и старается коснуться рукой, «заморозить».

Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Воспитатель вместе с Морозом подсчитывает количество «замороженных». После каждой перебежки выбирают нового Мороза. В конце игры сравнивают, какой водящий Мороз заморозил больше играющих.№ 4. Подвижная игра «Два мороза». Задачи: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову).

Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи. Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям.

Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос.

Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь- дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим. Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается.

Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки. Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.№ 5. Подвижная игра «Мы веселые ребята». Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу.

Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи. Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем.

Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих.

Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2- 3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя.

Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.№ 6.

Подвижная игра «Волк во рву». Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 1. В нем находится водящий — волк. Остальные дети — козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова воспитателя «Козы, в поле, волк, во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивает по дороге через ров.

Волк бегает во рву, стараясь осадить прыгающих коз. Осаленный отходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2- 3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.

Источник: http://pwclanydau.weebly.com/blog/podvizhnaya-igra-moroz-krasnij-nos

Гуляли по чистому полю два Мороза, два родные брата, с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку поколачивали.

Говорит один Мороз другому:

— Братец Мороз — Багровый нос! как бы нам позабавиться — людей поморозить?

Стали Морозы судить да рядить, кому за кем бежать, кому кого морозить.

Мороз — Синий нос, как был моложе, говорит:

— Прощай, братец!

— То-то, я думаю, намаялся ты, братец, с барином-то, — говорит младший, — а толку, глядишь, не вышло никакого. Где его было пронять!

Старший посмеивается себе.

— Как так?

«Мороз, Красный нос» (анализ поэмы)

Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет свою Музу «родной сестрой» крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме.

«Мороз, Красный Нос» – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина русской земли». Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.

Героиня – «величавая славянка», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц, –

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет – словно солнце осветит!

Посмотрит – рублем одарит!»

Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи – нелегкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибла. Ее судьба воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа.

Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем. Она была той опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоровых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаимопониманием. Но болезнь унесла мужа. Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы, постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба?злодейка предопределила и детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и мистической силе. Мороз?воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его «Тепло ли тебе, молодица?» она трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона.

Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: «Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока», идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.

Источник: http://resoch.ru/moroz-krasnyj-nos-analiz-poemy/

Дед Мороз — Красный, Синий, Белый Нос

Все мы знаем кто такой Мороз Красный нос. Именно его мы чаще всего видим на улицах наших городов и на многочисленных новогодних "ёлках".

Но не все знают, что Мороз Красный нос — это лишь один из трех братьев, самый младший. А есть еще Мороз Синий нос — средний брат и Мороз Белый нос — старший.

У них не только носы разные, но и шубы — у Красного носа — красная, у Синего — синяя, а у Белого — белая. Но иногда Мороз Белый нос одет и в черную шубу, расшитую серебром.

Мороз Синий нос холодит ленивых, у них на морозе нос синий, а Мороз Красный нос подогревает трудолюбивых — на морозе у таких щеки горят.

Ну, а Мороз Белый нос никого не щадит. Если кто его встретит, то живым домой уже вряд ли вернется. Значит судьба такая. Насмерть Белый нос морозит. Мороз Белый нос в фольклоре упоминается редко. Уж очень суров он для детских сказок. Смерть-Марена спутница его, а не внучка-Снегурочка.

Зато другие два его брата — Мороз Синий нос и Мороз Красный нос — в народных сказках и песнях нередкие гости!

Вот для примера известная белорусская сказка "Два мороза".

Гуляли по полю два Мороза, два родных брата — Мороз Синий нос и Мороз Красный нос.

Гуляют-погуливают Морозы, друг дружку похваливают. А ночь светлая-светлая. Просторно Морозам на воле.

А тихо, так тихо, будто живой души не осталось на свете. Перебежали Морозы с поля на лес. Бегают, пощёлкивают, с дерева на дерево перепрыгивают, зайчиков пугают. Из лесу в деревню заскочили, и давай по крышам стрелять!

— Эге, — говорит Мороз Синий нос, — все попрятались, боятся на двор вылезть.

— Пусть только вылезет кто-нибудь — зададим ему страху, — отвечает Мороз Красный нос.

— Погоди-ка, брат, — сказал Мороз Красный нос. — Давай побежим с тобой на дорогу в поле.

Заскрипели сани на дороге. Зазвонил где-то звоночек под дугою.

В санях селянин сидит, коника погоняет. А за санями ухарский возок плывёт, звоночек звенит.

— Ну, погодите-ка, — говорит Мороз Синий нос. — Ты беги за мужиком, а я за паном.

Долго бежал Мороз Синий нос, пока пана догнал. Наконец догнал, под шубу залез. Тепло выгоняет оттуда. Поёживается пан, ноги зябнут, холод по телу пошёл, панский нос посинел. А Мороз Синий нос только посмеивается. Чуть до смерти пана не заморозил!

А Мороз Красный нос догнал селянина и давай его морозить.

— Эге, мороз не шутит, — говорит селянин. Слез он с саней, ногами топает, по плечам руками хлопает. Пробежал так с полверсты, ему и жарко стало. Сел себе в сани, едет — и горя мало.

— Ну, погоди же, брат: пройму я тебя, когда дрова рубить будешь.

Заехал человек в лес. А Мороз Красный нос обогнал его, в лесу ждёт. Выпряг коника селянин, топор взял да как начал рубить — жарко стало ему. Сбросил кожух. А Мороз обрадовался: залез в кожух и давай там белые кросна ткать.

— Эге, братец, да ты здесь?

Взял кнутовище да как стал молотить — чуть живой выскочил Мороз Красный нос и прямо в лес.

Рассердился Мороз Красный нос на селянина, но ничего с ним поделать не может.

* * *

Родом Дед Мороз из самой седой древности.

Дед Мороз — могучий русский языческий Бог, воспетый в легендах и славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом реки, осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в тяжелую годину защищающий от врагов невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо. Мороз помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года — серединой зимы. Холоден и студен первый месяц года — царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. Январь у нас так и зовется — стужень.

Дед Мороз также и герой классической русской литературы — пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса".

Три брата-Мороза — это три ипостаси Деда Мороза. А сам образ Деда Мороза — есть зимняя ипостась могучего и мудрого Бога Велеса.

У Деда Мороза много имен и ипостасей. В разное время и в разных местах представал он по-разному. Он и Мороз, и Студенец, и Снежный Дед, и Дед Трескун, и Позвист (Посвист), и Зимник, и Карачун.

Дед Трескун — старик с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март полновластный хозяин на земле. Говорят, даже Солнце его боится! Он женат на суровой Зиме-Марене.

Мороз — богатырь, кузнец, сковывающий воду "железными морозами". Суровый, разгуливающий по земле в компании Солнца и Ветра, и насмерть морозящий встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер"). Мороз иногда отождествлялся с буйным зимним ветром.

Зимник — старик с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет — там жди жестокой стужи.

Позвизд — славянский Бог бурь и непогод. Стоит ему тряхнуть головой — на землю валит крупный град. Вместо плаща за ним ветры веют, с полы его одежды падает хлопьями снег. Стремительно носится Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

Карачун — среди славянских божеств выделяется своей свирепостью — злой дух, сокращающий жизнь. Подземный Бог, повелевающий морозами. Темная ипостась зимнего Велеса. Карачуном называется и самая длинная ночь в году — ночь Зимнего Солнцестояния.

Так или иначе, Деда Мороза издревле представляли как седого старика с длинной бородой в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозит людей.

Ниже приведена традиционная атрибутика и символика образа Деда Мороза.

Борода и волосы — густые, седые, серебристые. Символическое значение — могущество, счастье, благополучие и богатство.

Рубашка и штаны — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом — символ чистоты.

Шуба — длинная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом или белым мехом.

Шапка — расшита серебром и жемчугом. Оторочка лебединым пухом или белым мехом. Залом с треугольным вырезом на лицевой части — стилизованные рога. Форма шапки — полуовал.

Рукавицы — расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Иногда рукавицы у Деда Мороза трехпалые (кроме большого выделен еще и указательный палец — т.е. такие, как и по сей день носят наши военные в зимнее время). Но такие рукавицы у него не для удобства работы, но для обозначения принадлежности к высшему божественному началу ("трёхпалость" — соответствующий символ ещё со времен неолита).

Пояс — белый с орнаментом — символ связи предков и потомков.

Валенки — шитые серебром.

Посох — витой, серебристо-белой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). И то, и другое знак того, что Дед Мороз — это ипостась Велеса.

Цвет шубы, шапки и рукавиц (иногда и валенок) соответствует конкретной ипостаси Деда Мороза: красный, синий или белый. Но символику при любом цвете эти одежды сохраняют белую. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты.

Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка — внучка Деда Мороза, повсюду сопровождающая своего Дедушку — символ застывших вод, дух льда. Эта девушка всегда одета только в белые одежды. Головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Народы Северной Европы Снегурочку называют Снежной Королевой.

И по сей день Дед Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Передвигаться пешком или на санях, запряженных тройкой белых рысаков. Его постоянная спутница — внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру "Заморожу", и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

На праздниках Дед Мороз появляется не сразу, а в середине торжества. По народным представлениям, любой гость — всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. Деда Мороза следует пригласить, что соответствует древнему ритуалу вызова-приглашения духов предков. Дед Мороз, по существу, и является предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой.

Но так было не во все времена. Веками запрещала церковь даже само имя Деда Мороза поминать. Но по мере ослабления христианства в начале XX века положение изменилось. Впервые после веков гонений Дед Мороз явился на Рождество в 1910 году. Но это было не на долго. Уже в середине 1920-х в СССР началась антирелигиозная кампания. Стараниями активистов не только елка, но и Дед Мороз были зачислены в "религиозные пережитки".

И лишь в декабре 1935 года по поручению Сталина член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете "Правда" статью, где предложил организовывать для детей празднование Нового Года с участием Деда Мороза. Вместе с реабилитацией елки прекратились и обличения Деда Мороза, полностью восстановленного в правах. Устроители детских "елок" получили возможность проявлять инициативу, составители рекомендаций по устройству "елок" писали сценарии, что, в конце концов, привело к выработке стандартного ритуала общественной детской "елки": "Дедушка-мороз. внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает хоровод вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки".

В дальнейшем в СССР этот образ был окончательно канонизирован: древний славянский Бог Дед Мороз стал в наши дни символом самого любимого народного праздника — Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова, которым при поддержке мирских властей церковь накрывала Коляду в течение почти целого тысячелетия.

Отношение церкви к Деду Морозу — как к языческому Богу — всегда было и сейчас остается сугубо враждебным. До сих пор некоторые православные обвиняют Сталина за то, что он не уничтожил Деда Мороза. Но сегодня, понимая, что Дед Мороз — это неотъемлемая часть неискоренимой русской традиции, церковь уже не надеется просто запретить его (как Бабу-Ягу или Владыку Морского), но настаивает теперь на публичном "крещении" Деда Мороза.

Молодецкая забава "Пофигу мороз".

Первый вариант игры.

На противоположных сторонах выбранной для игры площадки — "чистого поля" — обозначаются два "дома" (две "деревни") либо "дом" ("деревня") и "лес", в "лесу" располагаются играющие. На середине расстояния между "лесом" и "деревней" ширину "поля" ограничивают двумя вешками. Расстояние между вешками определяется опытным путем, но, как правило, оно не должно быть меньше 10 метров. Между вешек лицом к играющим становится водящий — Мороз Красный нос. Он произносит: "Я Мороз — Красный нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?"

Играющие хором отвечают: "Не боимся мы угроз, и нам пофигу мороз!" (В сугубо детском варианте игры: ". и не страшен нам мороз").

После этого они перебегают через "поле" в "дом", но пробежать надо обязательно между вешек. Мороз старается их "заморозить" — коснуться рукой или посохом. Причем, "действует" лишь самый конец посоха (именно "снежинка"), а не вся его длина. К остальной части посоха играющие могут прикасаться (туловищем, но не руками!), отталкивать его, отводить в сторону и пр. Но вариант с посохом можно использовать лишь при наличии определенного опыта, иначе можно нечаянно причинить травму играющим. "Замороженные" останавливаются и замирают в застигнутой позе на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до того момента, пока Мороз каждого из них не "разморозит" своим посохом после окончания всей перебежки. После каждой перебежки из "незамороженных" по какому-то условному критерию (например, при помощи считалки) выбирают нового Мороза, а предыдущий включается в игру наравне со всеми, включая и тех, кто был "заморожен". Игра заканчивается, когда не осталось ни одного участника (кроме последнего Деда Мороза), который не был бы хоть раз "заморожен". Последний Дед Мороз объявляется победителем. Можно в конце игры и сравнить, какой Мороз "заморозил" больше играющих.

Второй вариант игры.

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней действуют два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос.

Стоя между вешкам, они произносят: "Мы два брата молодые, два Мороза удалые. Я Мороз Красный нос. Я Мороз Синий нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?"

Отличие от предыдущего варианта заключается в том, что те, кого "заморозил" Мороз Синий нос, выбывают из игры и в дальнейших забегах уже не участвуют.

Вариант с двумя Морозами более подходит, когда играющих изначально больше 10-15 человек.

Третий вариант игры.

Играющим между вешками надо пробежать дважды — из "дома" в "лес" и обратно. При этом, добежав до леса, играющий берет там некий заветный подарок или "клад" (пряник, конфету, монету, пр.), с которым и возвращается в "дом". Если же Мороз его заморозит на обратном пути, то "клад" возвращается в "лес". В конце игры определяется победитель — кто из играющих собрал больше "кладов". В этом варианте Дед Мороз может и не меняться, но быть постоянным ведущим. Оставшиеся "клады" Дед Мороз раздает участникам и гостям уже по своему усмотрению.

Источник: http://www.kramola.info/vesti/neobyknovennoe/ded-moroz-krasnyj-sinij-belyj-nos

Два Мороза

Отвечает ему другой:

— Братец Мороз — Синий нос! коль людей морозить — не по чистому нам полю гулять. Поле все снегом занесло, все проезжие дороги замело; никто не пройдет, не проедет. Побежим-ка лучше к чистому бору! Там хоть и меньше простору, да зато забавы будет больше. Все нет-нет да кто-нибудь и встретится по дороге.

Сказано — сделано. Побежали два Мороза, два родные брата, в чистый бор. Бегут, дорогой тешатся: с ноги на ногу попрыгивают, по елкам, по сосенкам пощелкивают. Старый ельник трещит, молодой сосняк поскрипывает. По рыхлому ль снегу пробегут — кора ледяная; былинка ль из-под снегу выглядывает — дунут, словно бисером ее всю унижут.

Послышали они с одной стороны колокольчик, а с другой бубенчик: с колокольчиком барин едет, с бубенчиком — мужичок.

— Мне бы лучше за мужичком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего. Он же, никак дрова рубить едет. А уж ты, братец, как посильнее меня, за барином беги. Видишь, на нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Где уж мне с ним! Не совладаю.

Мороз — Багровый нос только подсмеивается.

— Молод еще ты, — говорит, — братец. Ну, да уж быть по-твоему. Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела. Прощай покамест!

Свистнули, щелкнули, побежали.

Только солнышко закатилось, сошлись они опять на чистом поле. Спрашивают друг друга:

— Что?

— Эх, — говорит, — братец Мороз — Синий нос, молод ты и прост. Я его так уважил, что он час будет греться — не отогреется.

— А как же шуба-то, да шапка-то, да сапоги-то?

— Не помогли. Забрался я к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги да как зачал знобить. Он-то ежится, он-то жмется да кутается; думает: дай-ка я ни одним суставом не шевельнусь, авось меня тут мороз не одолеет. Ан не тут-то было! Мне-то это и с руки. Как принялся я за него — чуть живого в городе из повозки выпустил. Ну, а ты что со своим мужичком сделал?

— Эх, братец Мороз — Багровый нос! Плохую ты со мною шутку сшутил, что вовремя не образумил. Думал — заморожу мужика, а вышло — он же отломал мне бока.

— Да вот как. Ехал он, сам ты видел, дрова рубить. Дорогой начал было я его пронимать: только он все не робеет — еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз! Совсем даже обидно стало; принялся я его пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава. Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: «Тут мне сломить его». Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать. Вижу: плохо — не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее. Думаю: «Как быть?» А мужик все работает да работает. Чем бы зябнуть, а ему жарко стало. Гляжу — скидает с себя полушубок. Обрадовался я. «Погоди ж, говорю, вот я тебе покажу себя». Полушубок весь мокрехонек. Я в него — забрался везде, заморозил так, что он стал лубок лубком. Надевай-ка теперь, попробуй! Как покончил мужик свое дело да подошел к полушубку, у меня и сердце взыграло: то-то потешусь! Посмотрел мужик и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже. «Ругайся! — думаю я себе, — ругайся! А меня все не выживешь!» Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить.

Источник: http://hyaenidae.narod.ru/story3/156.html

Урок чтения во 2-б классе. Тема: «Два Мороза»

В закладки

Категория Прочее Тип конспект урока Страницы 8 стр. Дата 18.04.2013 Формат файла. doc — Microsoft Word Архив 409235.zip — 12.89 kb

Текст работы

Работа над текстом:

1. Ответы на вопросы.

— Сейчас мы с вами вспомнили сказку, и я хочу задать вам несколько вопросов:

— Куда едет купец? А крестьянин?

— Как одет купец? Как одет крестьянин?

— Как Мороз – Синий нос заморозил купца? Почему ему это удалось?

— Удалось ли Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге? Почему?

— Что решил делать Мороз?

-Почему его план опять не удался?

— Для чего крестьянин бил полушубок поленом?

2. Выборочное чтение.

— Знал ли старший Мороз, что младшему трудно будет справиться с дровосеком? Что он сказал ему до и после рассказа?

— В учебнике помещены две иллюстрации к этой сказке. Они запечатлели разные эпизоды и разных героев. Рассмотрите их внимательно и скажите: так ли вы себе представляли Морозов? Теперь найдите в тексте отрывки, которые подходят к нашим иллюстрациям.

3. Сравнение разных обработок сказок.

— Я нашла в сборнике сказок сказку «Два Мороза», но записанную другим человеком. Хочу вам её прочитать, вы слушайте внимательно, есть ли различия?

( чтение сказки «Два Мороза» в обработке М.Л.Михайлова.)

— Какие различия вы заметили?

— О чём говорят такие различия в одинаковых сказках?

4. Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой по дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим

И в лесочек забежим.

Там попрыгаем. как зайки

Стоп. Немного отдохнём

И домой пешком пойдём.

Дровосек.

Соединённые пальцы рук подняты вверх над головой. Глубоким взмахом нужно «разрубить пень» воображаемым топором.

5. Доказательство принадлежности данной сказки к народному творчеству.

— Вы сейчас практически доказали, что данная сказка является народной. А какие ещё доказательства этому можете привести?

— Подумайте, для чего в сказке нужны Морозы?

— А что такое мороз?

— А как в сказке представлены морозы?

— А где они обитают?

— Вспомните, кто живёт в таких местах в русских народных сказках: добрые или злые силы?

— Как в сказке показано. что Морозы волшебники?

— А какие слова употреблены в сказке, чтобы вы почувствовали, что Морозы холодные?

— А в другом варианте?

6. Характеристика героев.

— Давайте теперь попробуем охарактеризовать каждого героя.

— Теперь мы нарисовали словесные портреты всех героев. Каков же финал у каждого?

7. Чтение по ролям.

— А теперь почитаем. Найдите эпизод, как Морозы встретились вечером и рассказывают друг другу свои истории. Сколько здесь ролей?

Кто имеет роль?

— Давайте, почитаем по ролям.

— Купец едет в город, а крестьянин – в лес по дрова.

— На купце была шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи.

У крестьянина полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.

— Мороз-Синий нос забрался к купцу и в шубу, и в шапку, и в сапоги. Купец не хотел вылезать из саней, потопать ногами, похлопать руками, вот Мороз его и заморозил.

-Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге не удалось, потому что он бежал.

— Мороз решил заморозить его в лесу, когда крестьянин остановится.

— Дровосек начал работать, топором махать и ему стало жарко – жарко, а Мороз жары боится.

— Полушубок был мокрым от пота и когда Мороз в него забрался, то он стал твёрдым, негнущимся. Крестьянин побил полушубок поленом, чтобы размять его.

Дети отыскивают отрывки и зачитывают их вслух.

— В этой сказке Морозов зовут по-другому. Мороз – Синий нос и Мороз – Багровый нос, причём Синий нос – младший.

— Встречают они барина и мужичка.

— Здесь больше описывается появление Морозов, как они гуляют, но не по густому лесу, а по чистому бору.

— Заканчивается сказка не пословицей, а словами младшего Мороза – «Закаялся я мужиков морозить».

— Что эту сказку много раз пересказывали, додумывали, изменяли, значит, она вымысел многих людей, т.е. народная.

— Это произведение придуманное, в нём есть герои, которых нет в настоящей жизни – Морозы.

-В этой сказке употреблено много устаревших слов.

— В сказке есть пословицы.

— Они – волшебные предметы и испытывают других героев, на какие – то качества характера.

— Мороз – это явление природы, холод – погода с низкой температурой.

— Как живые существа, но только наделённые волшебной силой.

— Как деды Морозы, они ведь тоже волшебники.

— В чистом поле, в густом лесу, чистом бору.

— Поле чистое, покрыто белым снегом –цвета светлые, значит, силы добрые.

— Волшебные силы принадлежат в основном к нижнему и верхнему миру. Морозы принадлежат к верхнему, т.к. они могут летать, подпрыгивать по ёлкам.

— «…подпрыгивают, по ёлкам, по сосенкам пощёлкивают.»

— «Свистнули, щёлкнули …»

— Старый ельник трещит, молодые сосенки поскрипывают.

— Идут по рыхлому снегу – кора ледяная, дунут на травинку – инеем покроют.

— Старый, мудрый, много пожил, много повидал, имеет большой жизненный опыт.

— «Молод и глуп», «хотел как легче», не умеет предвидеть, мало опыта. Учится на своих ошибках.

— богатый, ленивый, даже ради себя не может сделать ничего. ни побегать, ни похлопать руками.

— трудолюбивый, любит животных – бережёт их, догадливый, не унывающий.

— Мороз – Синий нос справился с купцом, его забава удалась.

— Мороз – Красный нос – проучен за свою торопливость, неопытность – его дровосек поленом поколотил.

— Купец наказан за свою лень и важность – его заморозил Мороз – Синий нос.

— Для крестьянина всё кончилось хорошо – он и дров нарубил и не замёрз.

— три – Мороз – Синий нос, Мороз – Красный нос и автор.

Учащиеся читают по ролям указанный эпизод.

Источник: http://docus.me/d/409235/